Проект

История управления водными ресурсами

В раннее Средневековье западная часть Нидерландов представляла собой болотистую торфяную местность. Чтобы люди могли работать и жить на этой земле ее нужно было осушить. В то время жители сами копали канавы, возводили платины. С 11-го века, ситуация постепенно изменилась. Люди, которые владели землей, часто были уже не сельскими жителями, а крупными землевладельцами. Кроме того, выросло понимание того, что строительство дамб и водоотведение – это вопросы, выходящие за пределы деревни.

В 13-м веке люди с общими интересами в управлении безопасным водоснабжением создали кооперативы, в результате чего появились первые водные советы. Их сотрудничество подразумевало не только совместную работу, но и участие в управлении, что делает водные советы самой старой формой демократического правления в Нидерландах. Водный совет Hoogheemraadschap van Rijnland, основанный в 1232 году, является старейшим водным органом, который действует по настоящее время.

Раньше было несколько сотен водных палат, но в прошлом столетии их количество значительно сократилось. В настоящее время их осталось 26.

Разделение территории Нидерландов, управляемой 26 региональными водными советами

После средневековья уровень моря продолжал повышаться, а площадь земель, соответственно, продолжала уменьшаться, что приводило к постоянному увеличению дамб. Поэтому в начале 17-го века началось осушение озер и прудов, которые были образованы добычей торфа. Последний из проектов по осушению внутренних озер, Haarlemmermeer, был осуществлен около 1850 года.

В течение 17-го века р. Ваал стала главным распределителем р. Рейн. Почти 90 процентов воды Рейна сбрасывается через Ваал в море. Это резко сократило расходы воды в р. Рейн и его другой ветви – р. Иссель. Чтобы остановить этот процесс, а также по военным и социально-экономическим причинам, был вырыт Паннерденс-канал в 1707 году.

В 18 веке реки начали испытывать трудности с выходом в море. Маасмонд в Брилле был заилен, и выше по течению образовались отмели. Однако пройдет еще столетие, прежде чем это будет исправлено речными работами. Также в конце 18-го века парламент решил создать мощную центральную организацию, чтобы предотвратить затопление страны морем и реками. Это было время для централизованного управления водными ресурсами на национальном уровне. 27 марта 1798 года было создано «Агентство общественных работ и управления водными ресурсами», в состав которого входили президент, помощник и автор проекта.

В настоящее время Rijkswaterstaat является исполнительным агентством Министерства инфраструктуры и окружающей среды. Rijkswaterstaat управляет национальной сетью автомобильных дорог (3260 км), национальной сетью водных путей (1686 км) и водной системой (65 250 км2), включая голландскую часть Северного моря.

В 19-м и 20-м веках наблюдались более радикальные вмешательства, такие как раскопки Ньиве-Мерведе, Бергше-Мааса и Ньиве-Ватервега, а также строительство плотин в Недер-Рийне, предназначенных для создания другого распределения воды Рейна.

В 1990 году были предприняты попытки сохранить береговую линию. С тех пор происходит пополнение запасов песка, на побережье, на пляже и в прибрежной зоне. Большие объемы стоков рек Рейн и Мёз в 1993 и 1995 годах привели к реализации программы «Пространство для реки». Кроме того, исключительные засухи в 2003 и вначале 2005 года подчеркнули важность определения районов, где вода может и должна храниться в качестве буферного объема.

В Нидерландах существует четыре вида административных органов, ответственных за политику качества воды. Министерство инфраструктуры и водного хозяйства и провинции, в качестве общих административных органов, региональные водные власти в качестве функциональных децентрализованных органов и Rijkswaterstaat (rws) в качестве исполнительного органа, отвечающего за реализацию политики и нормативных актов Министерства инфраструктуры и водного хозяйства, с шестью национальными и семью региональными отделениями. Существует иерархическая связь между государством, провинциями и региональными водохозяйственными органами.

Институциональные уровни управления водными ресурсами в Нидерландах

Муниципалитеты имеют относительно небольшую задачу по управлению качеством воды, они несут ответственность за сбор (но не очистку) сточных вод и за выдачу лицензий на сброс загрязненных сточных вод в канализационную систему. В настоящее время почти все сбросы регулируются общими правилами, которые заменяют требование лицензии. Существует двенадцать провинций, управляемых непосредственно избранным провинциальным советом (Provinciale Staten) и исполнительной властью провинции (Gedeputeerde Staten). Все региональные водохозяйственные органы, имеют общий совет (Algemeen Bestuur), состоящий из непосредственно избранных членов и назначенных представителей нескольких групп заинтересованных сторон, а также исполнительная администрация (Dagelijks Bestuur).

На главную